| ||||||||||||||||||||||||
|
| |||||||||||||||||||||||
Страничка учителя-логопеда
Основные направления деятельности учителя-логопеда в МБДОУ «Детский сад № 73 «Сказка» 1. Диагностическая деятельность (проведение исследований) Диагностическая деятельность учителя-логопеда позволяет определить тактику коррекционного воздействия, выбор средств и способов достижения поставленных целей. Диагностическая деятельность учителя-логопеда предполагает: 1) Раннее выявление детей с проблемами в развитии, то есть обследование воспитанников общеразвивающих групп и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционно-речевой помощи. Результатом проведенной диагностической работы является подготовка материалов для ПМПк с целью комплектования специализированных групп для детей с нарушением речи и индивидуальных занятий с учителем-логопедом. 2) Стартовое логопедическое и психолого - педагогическое обследование детей, которое подразумевает изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуально-типологических особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них. Целью такого обследования детей является установление причин, структуры и степени выраженности отклонений в их речевом развитии, что позволяет сформулировать объективное логопедическое заключение и наметить индивидуальные программы коррекционно-педагогической работы на долгосрочную перспективу (учебный год). 3)Сбор медицинского и педагогического анамнеза, сведений о раннем развитии. 4) Динамическое наблюдение в процессе обучения, промежуточные срезы. Цель: анализ результативности коррекционно-педагогического процесса. 2. Коррекционно-развивающая деятельность Учитель-логопед является координатором коррекционно-речевой работы в условиях ДОУ, организует интегративную деятельность всех участников коррекционно-образовательного процесса, главными субъектами которого являются: ребенок с особыми образовательными потребностями, педагогический коллектив ДОУ, родители ребенка. Коррекционно - развивающее направление работы логопеда в рамках группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи включает: · Занятия учителя-логопеда с детьми по совершенствованию разных сторон речи. · Совместная деятельность с педагогом - психологом по стимулированию психологической базы речи. · Совместная деятельность с воспитателями. · Совместная деятельность учителя-логопеда и музыкального руководителя по развитию темпо-ритмической организации речи, общей моторики детей. Коррекционная работа учителя-логопеда с детьми направлена на преодоление речевых и психофизических нарушений путём проведения индивидуальных, подгрупповых, фронтальных логопедических занятий. Фронтальные коррекционно-развивающие занятия: · по развитию лексико-грамматических категорий ведется работа по расширению и активизации словарного запаса детей наименованиями предметов, их частей, качеств, действий, на правильность соотнесения слова с образом предмета. Вводятся и уточняются обобщающие понятия. Формируются и развиваются словообразовательная функция речи и словоизменение. · по развитию связной речи дети учатся составлять различные модели предложений, пересказывать и составлять рассказы по демонстрации действий, серии сюжетных картин, сюжетной картине, личному опыту, описательные и творческие рассказы. · На занятиях по звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте дети учатся правильно произносить изучаемый звук, дифференцировать его на слух и в произношении, выполнять звуко-буквенный анализ и синтез слогов и слов. На подгрупповых и индивидуальных занятиях с детьми проводится: 1. Дыхательная гимнастика (формирование длительной, сильной, плавной воздушной струи для правильного произношения звуков); 2. Артикуляционная гимнастика (различные упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата); 3. Пальчиковая гимнастика (упражнения и игры на развитие моторики пальцев рук); 4. Коррекция звукопроизношения разными способами; 5. Автоматизация звуков в речи; 6. Дифференциация звуков в речи; 7. Обогащение словарного запаса; 8. Закрепление знаний, полученных детьми на фонтальных и подгрупповых логопедических занятиях. На всех вышеперечисленных занятиях проводится совершенствование моторных навыков, координации, ориентировки в пространстве и конструктивного праксиса. Результаты логопедической работы отмечаются в речевой карте ребенка к моменту выпуска и доводятся до сведения воспитателя, администрации детского сада и родителей. 3. Консультативная и просветительская работа с родителями (законными представителями) и педагогами Просветительская деятельность учителя-логопеда подразумевает: · Совместное проведение родительских собраний, на которых рассказывается об особенностях развития детей логопедической группы, факторах риска, основных направлениях коррекционно-развивающей работы, а также даются практические рекомендации. · Пропаганду логопедических знаний – повышение уровня профессиональной деятельности педагогов и осведомлённости родителей о задачах и специфике логопедической коррекционной работы. Осуществляется через педагогические советы, методические объединения, родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, беседы, семинары, открытые занятия, логопедический стенд для родителей и воспитателей со сменным материалом. · Консультативная работа учителя-логопеда – это консультирование родителей, воспитателей, смежных специалистов, по проблемам обучения и воспитания детей, имеющих речевые нарушения. Осуществляется в форме индивидуальных, групповых консультаций, бесед, открытых занятий, семинаров. Основные направления консультативно–просветительской работы учителя-логопеда с родителями: · Формирование положительной мотивации к взаимодействию с педагогом, активизация заинтересованности в занятиях по развитию и коррекции речи, подготовке детей к обучению грамоте, коррекции нарушений письменной речи. · Выработка адекватного отношения к особенностям речевой деятельности детей. · Формирование (повышение) компетенции в вопросах речевого развития (онтогенеза) детей разных возрастных групп и речевых расстройств (экспрессивной и импрессивной речи, письма и чтения). · Обучение основным приёмам коррекционно–развивающей работы (артикуляторная гимнастика, некоторые виды логопедических игр, основные правила (алгоритмы) выполнения письменных заданий и т.д.). · Ознакомление с различными видами дидактических пособий и литературы по организации и проведению развивающих занятий в домашних условиях. 4. Методическая деятельность · разработка методических рекомендаций для логопедов, воспитателей и родителей по оказанию логопедической помощи детям; · перспективное планирование; · изучение и обобщение передового опыта; · участие в работе методических объединений учителей-логопедов; · обмен опытом (конференции, семинары, открытые показы и др.); · поиск наилучших средств коррекции речи детей; · изучение и внедрение вариативных форм оказания коррекционной помощи; · самообразование; · изготовление и приобретение наглядного и дидактического материала по развитию и коррекции речи. 5. Аналитическая деятельность Аналитическая работа позволяет логопеду отследить эффективность проводимой коррекционно-развивающей деятельности, т.е. выделить все возможные положительные и отрицательные стороны этой деятельности, также отследить динамику развития каждого ребёнка. Она включает: · Проведение контрольных срезов, тестовых заданий (при необходимости). · Заключение ПМПК по вопросам выпуска детей. · Подведение итогов работы за учебный год. Цифровой отчет – анализ о проделанной работе учителя-логопеда. Содержание деятельности учителя-логопеда в рамках районной ПМПК Работа с детьми. · Плановое и углубленное обследование речевого развития детей С педагогами. · Совместная работа по выявлению детей, которые имеют нарушения в речевом развитии. С родителями(законными представителями). · Индивидуальное консультирование родителей (законных представителей). План работы учителя-логопеда по образовательной области "Речевое развитие"
Рекомендации для родителей Артикуляционные упражнения. Очень часто дети дошкольного возраста испытывают трудности в овладении родной речью, хотя в целом их психическое развитие идет нормально. Как правило, таким детям требуются специальные занятия по звукопроизношению. Почему же важно вовремя научить ребенка правильно произносить все звуки родного языка? От четкой и внятной дикции зависит полноценное общение ребенка со сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотой, а в дальнейшем, при обучении в школе, отсутствие проблем в усвоении школьной программы. Такие трудности в произношении часто влияют на самооценку ребенка и его положение в детском коллективе. Плохо говорящие дети постепенно начинают осознавать свой недостаток, иногда становятся молчаливыми, застенчивыми, необщительными. Хорошо, если ребенок занимается с логопедом, но иногда, достаточно бывает проконсультироваться со специалистом и позаниматься с ребенком самостоятельно. Подготовить ребенка к овладению звуками речи помогут специальные (артикуляционные) упражнения. Они необходимы для усвоения и закрепления определенных положений губ и языка, которые различны, в зависимости от произношения того или иного звука. Проводить упражнения нужно систематически, только тогда будет достигнут нужный эффект. Разнообразить занятия помогут картинки, детские стихотворения. Можно придумать много игр, чтобы у ребенка не угасал интерес к занятиям.
| ||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||
Дата последнего обновления страницы 21.03.2024 Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish» |